Организация охраны труда, обучение сотрудников
Оценка профессиональных рисков. Методы оценки и порядок проведения. Меры управления рисками в организациях.
Производственный Контроль
СОУТ - Специальная оценка условий труда в Санкт-Петербурге: стоимость, документация, нормативные акты.
Восстановление кадровой документации включает разработку всех основных локальных нормативных актов с самого начала существования Вашей компании.
Услуги в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
Оказание бухгалтерских услуг. Ведение бухгалтерии. Услуги бухгалтера в Санкт-Петербурге
Согласно Федеральному закону от 02.05.15 № 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой статьи 195.3. ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
Не забываем, что согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу 13.06.2016) ст. 5.27:
нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 статьи 5.27 и статьей 5.27.1 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
О профессиональных стандартах от первого лица (комментарии заместителя министра труда и социальной защиты РФ, к.э.н. Л.Ю. Ельцовой в статье журнала «Охрана труда и социальное страхование»)
Источник: «Охрана труда и социальное страхование», № 5, 2016
1. Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор условиями являются трудовая функция работника, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работы. Требование о строгом соответствии наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним предусматривается только в отношении тех должностей, профессий и специальностей, выполнение работ по которым в соответствии с федеральными законами связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений.
Таким образом, наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках в строгом соответствии с квалификационными справочниками или положениями профессионального стандарта. В этой связи в случае выявления при проведении проверки государственным инспектором труда несоответствий к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования, в том числе выдано обязательное для исполнения предписание о приведении должностей в соответствие с требованиями профессионального стандарта.
2. В процессе разработки проекты профессиональных стандартов проходят профессионально-общественное обсуждение в рамках «круглых столов», конференций, семинаров и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://profstandart.rosmintrud.ru, www.regulation.gov.ru). Проекты согласовываются с профессиональными сообществами, профсоюзами и федеральными органами исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности. В процессе обсуждения и согласования устанавливается необходимый для конкретной должности объем требований о знаниях правил охраны труда.
В ст. 212 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда. Ввиду того, что требования к знаниям охраны труда закреплены законодательством РФ, в некоторых профессиональных стандартах эти требования не были отражены.
Вопрос о наличии специальных знаний по охране труда должен рассматриваться в отношении конкретной должности или профессии, и если в каких-либо нормативных правовых актах установлены требования к должности/профессии, но они не указаны в профессиональных стандартах, то это не значит, что их не нужно выполнять.
3. В соответствии с Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160), к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) (далее – акты, содержащие требования охраны труда).
Акты, содержащие требования охраны труда, в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610, издаются Министерством труда и социальной защиты РФ, являющимся органом, уполномоченным на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Так, например, в 2013-2015 гг. Минтрудом России было принято 16 правил по охране труда.
Следует отметить, что в соответствии с п. 5.1 раздела «Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников» Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда (утв. постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80) инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.
Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии – межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций – изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. На основе инструкций по охране труда проводится инструктаж работника по охране труда на его рабочем месте.
С учетом изложенного и в соответствии с требованиями правил по охране труда, утвержденных Минтрудом России, работодатель в установленном в ст. 8 ТК РФ порядке должен организовать разработку инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ. Эти инструкции утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа. В этой связи представляется, что в настоящее время отсутствует необходимость в разработке и утверждении Минтрудом России типовых инструкций по охране труда.
Напоминаем также, что работодатель должен пересмотреть локальные нормативные акты (в том числе должностные инструкции работников) на соответствие профессиональным стандартам.